Ребенок знает буквы, научился читать, считает до ста и, даже, разговаривает по английски. Родители такого ребенка считают, что он готов к школе. Так ли это ? И как определить готовность ребенка к школе. Разберемся вместе.
Мой старший сын умел делать всё это к пяти годам, поэтому с шести лет мы решили отдать его в школу и записали его в подготовительный к школе класс в ближайший к дому лицей, чтобы ребёнок узнал, что такое занятия в школе и постепенно привыкал.
Полгода, с октября по апрель, мой ребёнок посещал подготовительный класс. С моей точки зрения, занимался он достаточно успешно, задания выполнял, на занятиях был активным, отвечал на вопросы преподавателя. На занятия шел охотно, неприязни к ним не испытывал. В конце года детям дали тестовые задания, мой ребёнок справился с ними успешно, набрал нужное для поступления в этот лицей, количество баллов.
Но, когда после завершения подготовительного обучения, на доске объявлений вывесили списки детей, зачисленных в первый класс, своего ребенка я там не обнаружила. В лицей нас не приняли.
Я отправилась к директору лицея, узнать в чём дело. Кроме директора, со мной беседовали ещё школьный психолог и завуч по начальной школе. Они сообщили мне, что «готовность к школе, это не только умение читать и писать, но и умение вести себя на уроке.»
Дальше, я стала выяснять, что делал мой ребёнок на уроке ? Оказалось, что однажды у него сломался карандаш, он взял точилку и стал его точить и не продолжил выполнять задание учителя, пока не подточил карандаш, хотя учитель предложил взять карандаш близкий по цвету. Я про этот случай уже знала, это было в октябре, а беседа о нём — в апреле. В октябре я об этом узнала, когда увидела в тетради у сына не раскрашенную картинку и расспросила его обо всём. Мой ребёнок тогда впервые обнаружил у себя в пенале точилку и решил её испытать. Потом, дома он переточил все карандаши, что были в наличии, и успокоился, а точилку из его пенала я убрала. Преподаватель тогда об этом не сказал мне ни слова.
Другой довод, который мне привели заключался в следующем. Детей попросили нарисовать картинку на тему: «Я в школе.» Мой ребенок нарисовал многоэтажный дом и две человеческие фигуры, рядом с ним. Когда я спросила, что это, сын ответил: «Это – школа. Это — я, а это — мой друг Глеб». Оказывается, мой ребенок нарисовал себя не внутри школы, а рядом с ней, это означает, что он не видит себя в школе, значит он к школе ещё не готов.
Никаких советов по поводу того, что мне предпринять, чтобы подготовить ребенка к школе я не получила. Я пыталась выяснить, мой ребёнок не готов сейчас к школе, потому что ему шесть или для этого лицея он не подходит совсем. Из беседы я поняла, что в этом лицее нас с ребёнком видеть не хотят, причем не с шести лет, а совсем не хотят, поэтому мне нужно выбрать другую школу.
Я решила самостоятельно определить, готов ли мой ребенок к школе или нет, а затем выбрать, в какую школу нам идти.
Готовность ребенка к школе принято определять на трёх уровнях
- Морфофункциональный — состояние здоровья ребёнка. Сюда включается уровень физического развития, соответствие биологического и паспортного возраста ребёнка. Число острых заболеваний за последний год (резистентность). Психическое здоровье. Наличие или отсутствие у ребенка хронических болезней. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, развитие речи.
- Интеллектуальный или умственный — память, мышление, восприятие, воображение, накопленные умения и навыки.
- Личностный — отношение к учёбе, школе, сверстникам, умение общаться, действовать по правилам, заданным учителем.
Врачи подчеркивают, что готовность ребенка к школе включает не только академические навыки, но и эмоциональное, социальное и физическое развитие. Педиатры отмечают, что важно, чтобы ребенок умел общаться со сверстниками и взрослым, а также проявлял интерес к обучению. Психологи добавляют, что эмоциональная устойчивость играет ключевую роль: дети должны уметь справляться с неудачами и стрессом, связанным с новыми условиями. Физическое здоровье также не менее важно: дети должны быть достаточно активными и иметь хорошую моторику. Врачи советуют родителям обратить внимание на эти аспекты, чтобы обеспечить успешную адаптацию ребенка в школьной среде.
Как определить морфофункциональную готовность ребенка к школе ?
Первый, морфофункциональный уровень готовности ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. Перед школой каждый ребёнок проходит углубленный медицинский осмотр, результаты которого вносятся в медицинскую карту ребенка по форме 026/у.
Сюда входит
- Определение роста, массы тела ребёнка, окружности груди. Осмотры невролога, ЛОРа, хирурга, ортопеда, офтальмолога, логопеда, дерматолога, психиатра. Для девочек — гинеколога.
- Если ребёнок имеет хроническое заболевание и наблюдается у какого-то врача специалиста, к списку врачей перед школой добавляется этот доктор. Это может быть нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог, сурдолог и др.
- Общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ.
- В самом конце ребенка осматривает педиатр, оценивает результаты осмотра всех специалистов результаты ЭКГ и анализов и делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка.
Готовность ребенка к школе — это важная тема, вызывающая много обсуждений среди родителей и педагогов. Многие считают, что подготовка должна начинаться задолго до первого звонка. Важными аспектами являются не только знания, но и эмоциональная зрелость, социальные навыки и физическое развитие. Родители часто делятся опытом, как их дети адаптировались к новым условиям: кто-то отмечает, что ребенок легко завел друзей, а кто-то сталкивается с трудностями в общении. Педагоги подчеркивают, что важно не только уметь читать и считать, но и уметь слушать, работать в команде и справляться с эмоциями. В конечном итоге, готовность к школе — это комплексный процесс, который включает в себя как академические, так и личностные аспекты.
Ребенок готов к обучению в школе на морфофункциональном уровне если
- Показатели массы тела и роста ребенка соответствуют возрасту. Биологический возраст находится в соответствии с паспортным. У ребёнка есть более 2х постоянных зубов.
- Ребенок болел острыми заболеваниями три или меньше раз за предыдущий год.
- У ребенка нет хронических заболеваний, или они находятся в стадии ремиссии.
- У ребенка нет функциональных отклонений, психических отклонений или они незначительные.
- У ребенка нет дефектов звукопроизношения или есть 1-2 незначительных дефекта.
- Группы здоровья 1, 2, 3.
На морфофункциональном уровне мой ребенок к школе был готов.
Как определить интеллектуальную готовность ребенка к школе ?
Тест Керна Йерасека
Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе наиболее широко и часто используется ориентировочный тест Керна-Йерасека. Раньше этот тест проводили в кабинетах здорового ребёнка в детских поликлиниках. Теперь таких кабинетов нет и тест иногда проводят в детских садах перед школой или в самих школах.
Он позволяет определить достаточно ли развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. Умение рисовать, мышление, речь, умение сосредоточиться, выполнить задание.
Тест состоит из трёх заданий
- Нарисовать рисунок по описанию.
- Скопировать написанную фразу из трёх слов.
- Скопировать точки с сохранением их расположения в пространстве.
Образец этого теста с трактовкой результата смотрите ниже.
Каждое задание оценивается отдельно Максимальный балл 1 минимальный 5
- Отличный результат 3-5 баллов.
- Хороший результат 6-7 баллов.
- Удовлетворительный результат 8-9 баллов.
- Ребенок не готов к школе 10 баллов и более.
Мой сын выполнил тест Керна-Йерасека в лицее на 6 баллов — это хороший результат.
Личностная готовность ребенка к школе
Личностная готовность ребенка к школе определяется в беседе с ним, по его поведению, отношению к родителям и сверстникам. Этот пункт самый сложный для его оценки.
Если спросить ребёнка, хочет ли он в школу, в первый класс, большинство современных детей ответят «Нет».
Я спрашивала об этом на приёме будущих первоклассников. Уверенно отвечают «Да» единицы, часть детей уклоняется от ответа, отвечают «Не знаю», больше половины отвечает «Нет.»
Попробовать дождаться, когда ребенок захочет в школу — не реально, этого может не произойти совсем. Следует беседовать с ребенком, объяснять необходимость учебы в школе и т. д.
Дети, которые посещали детский сад, легче приспосабливаются к учебе в школе, т. к. у них есть опыт общения в детском коллективе с воспитателем и со сверстниками.
Именно этот пункт и подвёл нас с сыном. По остальным показателям мой ребёнок был готов к школе.
Определение готовности ребенка к школе Таблица
Наш опыт
В школу с шести лет сын, всё таки, пошёл. Мы решили, что целый год настраивали его и себя на это – отступать поздно.
Период адаптации в школе у нас протекал тяжело, но больше для родителей и учителя, чем для ребёнка. О наших приключениях в первом классе можно прочесть здесь.
Учитель начальных классов нам попался опытный и понимающий, поэтому со всеми трудностями мы справились.
У ребёнка нарушений в состоянии здоровья, плохого настроения, негативного отношения к происходящему не отмечалось. Но приходилось встречать его из школы, вести строгий контроль, за тем как он учит уроки, складывает учебники в рюкзак, одевается и т. д.
На сегодняшний день мой сын учится в седьмом классе, без троек. Лучше всего ему даются английский, литература, русский язык, история, география, биология, труднее даются алгебра, геометрия, физика. О том, что он пошел в школу с шести лет в нашей семье никто не жалеет.
Вопрос-ответ
В чем заключается готовность ребенка к школе?
К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу; сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения).
Какой тест определяет готовность ребенка к школе?
Психологи для определения уровня зрелости ребёнка и его готовности к школе используют популярный тест Керна — Йирасека. Он состоит из 3 заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определённом пространственном положении.
Что является основным показателем готовности ребенка к обучению в школе?
Основным критерием психологической готовности к школе выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.
Кто проверяет готовность ребенка к школе?
Когда надо определять готовность ребенка к школе? Тесты проводят педагоги и психологи в рамках диагностики и мониторинга. Это нужно, чтобы получить полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей перед поступлением в первый класс и сделать профессиональное заключение.
Советы
СОВЕТ №1
Оцените уровень развития навыков вашего ребенка. Проверьте, умеет ли он считать, читать простые слова и писать свои имя и фамилию. Эти базовые навыки помогут ему легче адаптироваться к школьной программе.
СОВЕТ №2
Создайте режим дня, который будет включать время для учебы, игр и отдыха. Это поможет ребенку привыкнуть к распорядку, который ожидается в школе, и научит его управлять своим временем.
СОВЕТ №3
Поощряйте социальные взаимодействия. Записывайте ребенка в кружки или секции, где он сможет общаться с другими детьми. Это поможет ему развить навыки общения и уверенность в себе, что очень важно для школьной жизни.
СОВЕТ №4
Обсуждайте с ребенком, что такое школа и чего ожидать. Расскажите о том, как проходят занятия, какие предметы будут изучаться и как важно учиться. Это поможет снизить уровень тревожности и подготовит его к новому этапу жизни.