Развитие органов дыхания при помощи специальных упражнений приносит большую пользу для организма человека.
В первую очередь это профилактика вирусных и простудных заболеваний, которым регулярно подвергаются малыши. Домашние дети болеют реже, однако при массовом контакте со сверстниками заболевания происходят чаще.
Поэтому дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет занимает особое положение в укреплении детского иммунитета.
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и артикуляции. В 2-3 года дети часто дышат ртом. Этому способствуют регулярные насморки и проблемы с аденоидами, что неблагоприятно сказывается на миндалинах, особенно в холодное время года.
Дети
Чтобы избежать серьезных последствий, согласно программе, разработанной на основе ФГОС ДОУ, ставят следующие цели:
- формирование навыка дыхания носом;
- профилактика гриппа и ОРВИ;
- повышение тонуса дыхательных мышц;
- положительное влияние на работоспособность;
- развитие органов артикуляции;
- формирование понятий о ЗОЖ;
Чтобы соответствовать целям, необходимы четко поставленные задачи:
- развитие навыков управления органами дыхания: контроль ритма, глубины и силы вдыхания и выдыхания;
- развитие органов речи через дыхательные упражнения с произношением звуков;
- наполнение организма кислородом;
- тренировка дыхательных мышц;
- профилактика формирования аденоидов, ринитов, синуситов;
- предотвращение переохлаждения органов дыхания;
- воспитание навыков коллективной работы.
На заметку! Усвоение целей и задач убережёт детский организм от серьезных и хронических заболеваний.
Дыхательные упражнения для младших дошкольников состоят из следующих видов:
- С произношением звуков.
- Без произношения звуков.
- Тренировка органов дыхания через сдувание легких предметов.
При проведении упражнений на развитие дыхания используются следующие способы:
Трехлетний малыш разговаривает нечетко из-за слабого развития системы дыхания и артикуляционного аппарата. Применение словесного приема позволяет «нарисовать» в сознании образ техники задания и воспроизвести его словесно. Так тренируется дыхание, речь и происходит развитие образного мышления.
На заметку! Дети повторяют не только за взрослыми, но и перенимают действия от сверстников. Это положительно сказывается на формировании навыков коллективного общения и групповой работы. Большое внимание привлекают стихотворения, загадки и сказки.
Обучение первой младшей группы происходит с регулярным применением наглядности. В этом возрасте они неусидчивы, а потому донести какую-либо информацию без иллюстрации практически невозможно.
Применение наглядных приемов дыхательной гимнастики способствует быстрому усвоению информации. В памяти откладывается предмет или действие, которое ребенок в будущем сможет повторить. Например: «помните, как мы делали снежную бурю в бутылочке? А кто сможет показать, как мы это делали?» Соответственно, дети начнут «вызывать бурю», не прибегая к вспомогательным средствам.
Наглядный приём
Практический прием скорее как способ закрепления полученных знаний. Детям дается задание нарисовать рисунок, выполнить аппликацию или раскрасить предмет, соответствующий теме гимнастики. Например, дети выполнили упражнение «ветерок», а воспитатель дала творческое задание сделать аппликацию «ветерок дует на дерево».
Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе
Существуют различные комлпексы дыхательных упражнений для детей.
В основе такой гимнастики лежит удлинение гласных или согласных звуков на выдохе.
На заметку! Для того чтобы малыши поняли задание правильно и захотели его выполнить, достаточно прочитать загадку в стихотворной форме или попросить показать «как гудит самолет». При этом воспитателю необходимо продемонстрировать действие, которое он просит выполнить детей.
При планировании комплекса дыхательной гимнастики педагоги обращаются к методикам дыхательной гимнастики:
- Толкачев Б.С. разработал методические пособия для реабилитации малышей после перенесенных респираторных болезней.
- Бутейко К.П. специализируется в насыщении кислородом клеток путем применения звуковой вибрации через произношение звуков.
- Лазарева М.Л. предлагает метод освоения путем статистических упражнений.
Детская гимнастика проводится исключительно при соблюдении ряда условий:
- использование динамических (подвижных, игровых) упражнений. Двух- трехлетним детям трудно выполнять команды по задержке дыхания или замиранию в одной позе. Поэтому статистические задания не завладеют вниманием и желанием действовать;
- комната, где проводится гимнастика, обязательно должна быть проветрена. Летом окна в помещении всегда открыты, а зима дает возможность только кратковременных проветриваний во время отсутствия детей;
- температура не больше 20 градусов;
- занятия проводятся через час после приема пищи;
- занятия проходят 3 раза в неделю;
- на выполнение упражнений уходит 5-7 минут;
- комплекс состоит не более трех упражнений с повторением до трех раз (первый комплекс идет по порядку, порядок повтора можно изменить);
- распределение нагрузки равномерное, с постепенным увеличением количества;
- при обнаружении недомогания у ребенка (побледнение, дезориентация, учащенное дыхание), необходимо прекратить занятие.
Дыхательная гимнастика в детском саду
Карточка 1
Вдох через нос, выдох через рот «дуем пузырёк».
Руки на поясе. Вдох – полуприсев, выдох – выпрямление.
– Поздоровался наш поезд – «ту-ту» (руки выполняют круговые движения на уровне талии, вдох через нос, на выдохе звук)
– А машинка в ответ – «би-би» (руки перед собой «крутят руль»)
– Проползла мимо змея – «с-с-с» (руки вверх – вдох, на выдохе начинают извиваться и произносить звук)
– Ей на встречу стрекоза – «з-з-з» (машут кистями рук на уровне головы).
– Вот такие чудеса!
Карточка 2
Дети подходят к предмету, где висит блестящий дождик, и начинают дуть на него.
Ложатся на коврик, на животе легкая игрушка.
– ввысь (вдох через нос, живот втянуть)
– вниз (выдох через нос, живот надуть).
Садятся, спина ровная. Вдох – руки вверх, выдох – покачиваясь, опускают вниз.
Четвертый год жизни ребенка связан со стремительным пополнением словарного запаса, поэтому для детей 3-4 лет в комплекс дыхательной гимнастики добавляются задания на задержку дыхания.
К общей методике проведения занятий добавляется методика А.Н. Стрельниковой. Суть заданий состоит из комбинации коротких вдохов и движений. Метод проведения уникален тем, что считается универсальным. Он направлен на:
- профилактику болезней;
- развитие мускулатуры;
- выздоровление;
- реабилитацию организма после болезни;
- положительное влияние на эмоциональный фон.
Использование методики позволяет:
- повысить внимание и развить память младшего дошкольника;
- в комплексе со звуковыми произношениями развивает речевой аппарат;
- коррекция речевого дыхания и чистоты речи;
- формирование четкости, темпа, выразительности и ритма произносимых фраз.
На заметку! Все комплексы дыхательной гимнастики в детском саду обязаны соответствовать целям и задачам общей программы, которая реализует требования ФГОС ДОУ.
Примерная картотека дыхательной гимнастики во второй младшей группе
Карточка 1
Вдох через нос, выдох через рот.
Ноги на ширине плеч, руки в замок перед собой.
– Вдох – руки поднимаются, задерживается дыхание.
– Выдох – руки рубят воздушное пространство, произношение звука «бах».
Спокойная ходьба по кругу.
– Вдох – руки вверх через стороны (расправляют крылья)
– Выдох – руки вниз через стороны, произносится «гааааа, гуууу, гииии».
Упражнение «Дуем пузыри»
Карточка 2
Наглядное пособие: внутри прозрачной бутылочки шарики от пенопласта. Снаружи торчит конец трубочки. Задача детей сделать глубокий вдох и подуть в трубочку так, чтобы шарики парили в бутылке.
– Вдох – подпрыгнуть вверх, потянуться руками за снежинкой.
– Выдох – присесть, подобрать снежинку с пола.
Ходят по кругу, руки на плече (несут мешок). По команде «дети» малыши делают глубокий вдох и замирают в одной позе. Команда «убежали» – делают медленный «облегченный» выдох с произношением «фух».
Занятия с элементами гимнастики являются неотъемлемой частью воспитательного процесса детского садика. Её присутствие допускается как в физкультурных занятиях, так и в структуре гимнастики после сна.
На заметку! Наилучшим способом закрепления полученных знаний является творческое задание по теме упражнений. Полноценное детство ребенка – залог крепкого иммунитета в будущем
Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад.
Особенно актуальна эта проблема для малышей 1,5–4 лет, то есть воспитанников первой и второй младшей группы в период адаптации.
Отдельного внимания заслуживает элемент коррекционной работы, направленный на укрепление здоровья детей, а именно: система упражнений для правильного дыхания или дыхательная гимнастика.
Блок упражнений, направленный на развитие умения управлять своим дыханием, называется дыхательной гимнастикой. Практикующие йоги утверждают, что привычку дышать ртом можно считать столь же неестественной, как кушать через нос. Однако из-за частого насморка, проблем с аденоидами многие малыши дышат ртом. Дыхательная гимнастика приучает детей дышать и носом.
Дыхательные упражнения благотворно влияют на работу бронхов и лёгких малышей
Целями проведения упражнений для правильного дыхания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) вне зависимости от возраста воспитанников являются:
- укрепление физического и психического здоровья;
- повышение работоспособности малышей;
- тренировка дыхательной мускулатуры;
- развитие артикуляционного аппарата (для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков);
- развитие умения управлять своим телом;
- воспитание потребности в ЗОЖ.
Для реализации этих целей решается ряд задач, которые также являются универсальными. Отличия в зависимости от возраста детей могут быть лишь в приоритетности тех или иных аспектов. Итак, основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах являются:
- формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей групп, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
- развитие навыков правильного звукопроизнесения;
- обогащение крови кислородом;
- тренировка дыхательной мускулатуры;
- предотвращение разрастания аденоидов;
- защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
- воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).
. Для правильной речи самым важным является умение делать плавный выдох, обеспечивающий чёткость артикуляции звуков.
Для правильного речевого развития дети должны уметь управлять своим дыханием
Проведение дыхательных упражнений в младших группах основывается на требованиях к организации этого вида работы, обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС):
- Выполнять упражнения можно не раньше, чем через час после еды.
- Гимнастика для дыхания в первой и второй младших группах проводится трижды в неделю в течение 5 минут с 2–3 повторами комплекса из 2–3 упражнений.
- Работа также может организовываться в заключительной части физкультпаузы (тогда длительность выполнения упражнений сокращается до 1 минуты) или вместо неё в процессе занятия, на прогулке, если этому способствуют погодные условия, а также при проведении утренней зарядки или гимнастики после сна.
- Помещение должно быть предварительно проветрено, однако воздух не должен быть холодным.
- Вдохи и выдохи должны быть плавными, нерезкими.
- Мышцы шеи, плечевого пояса и груди не должны быть напряжены.
- Перед проведением гимнастики детям нужно высморкаться.
- Если малыш плохо себя чувствует, то от выполнения дыхательных упражнений его лучше освободить.
Для малышей 1,5–4 лет актуальными будут упражнения на:
- имитацию звуков («п-п-п», «ф-ф-ф» и пр.);
- чередование вдоха и выдоха в определённом ритме;
- сдувание лёгких бумажных фигурок (ватных шариков, мыльных пузырей) с твёрдой поверхности, например, листочков из цветной бумаги со стола.
Дошкольники с удовольствием сдувают бумажную бабочку с цветка или заставляют её летать по кругу
Дыхательная гимнастика в детском саду проводится в форме игры, но для её организации не обойтись и без других приёмов взаимодействия с малышами.
Варежки можно украсить оригинальными аппликациями
- шаблоны варежки, снежинок;
- клей;
- картон;
- скотч;
- ножницы;
- нитки, иголка.
Инструкция:
- Вырезаем шаблон варежки, приклеиваем его на картон.
- Ламинируем его или обклеиваем широким скотчем.
- Вырезаем шаблоны снежинок, приклеиваем их на картон.
- С помощью нитки и иголки крепим снежинки на варежки.
Дети сдувают снежинки с варежки, тренируя направленность струи воздуха.
Тренажёр с бабочками изготавливается по аналогии с варежками
По аналогии можно сделать солнышко, закрытое тучами, лягушек, сидящих на кувшинках, грибы, спрятанные под листочками и т. п.
Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как из чашки выходит пар
- шаблон чашки;
- картон;
- ножницы;
- скотч;
- прозрачный пакет.
Инструкция:
- Вырезаем чашку, приклеиваем на картон.
- Ламинируем её или обклеиваем скотчем.
- Оставив цельным один край, нарезаем прозрачный пакет на полоски для имитации пара.
- Приклеиваем к чашке.
Дети «остужают» чай: дуют на пакет, он раздувается, как пар.
Изучение пользы дыхательной гимнастики для разных сфер развития малышей является причиной появления довольно большого количества авторских методик:
- комплекс Стрельниковой (самый известный вид упражнений, основанный на сильном вдохе через нос и плавном выдохе);
- комплекс Фролова, или «йога для ленивых» (для выполнения этих упражнений необходим специальный аппарат, в практике современных ДОУ данный комплекс используется крайне редко и только со старшими воспитанниками);
- комплекс Бутейко (призван ликвидировать глубокое дыхание, заменив его неглубоким вдохом и долгим выдохом для расширения бронхов, лёгких);
- тренинги Лазарева (совмещение упражнений с пением, чтением стихотворений и даже игрой на духовых инструментах).
В первой и второй младших группах для составления картотеки заданий педагог берёт упражнения разных видов (за исключением комплекса Фролова), представляя их в форме игр на дыхание.
В одном комплексе должны сочетаться упражнения разных видов
Поскольку задачи проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах отличаются лишь отдельными аспектами, методика проведения упражнений единая.
Во второй младшей группе задания становятся более динамичными, подключаются движения туловищем, конечностями. Ознакомиться с картотекой упражнений для второй младшей группы можно в работе воспитателя Кузнецовой Е.Ю.
По большей части картотеки упражнений для детей 1,5–3 лет и 3–4 лет универсальны. Например, в публикации воспитателя из нижегородской области Ширшовой И.В. представлены задания для младших дошкольников.
Регулярное выполнение ряда дыхательных упражнений в младшем дошкольном возрасте является отличным способом коррекции и профилактики логопедических проблем у воспитанников ДОУ.
На выполнение дыхательной гимнастики в обеих младших группах, если она проводится самостоятельным элементом образовательного процесса, как уже было отмечено, выделяется 5 минут. Работа распределяется между тремя этапами:
- Вводная часть — педагог мотивирует ребят на выполнение (загадкой, стихотворением или предложением поиграть от лица сказочного персонажа) — 1 минута;
- Основная часть — педагог показывает порядок выполнения движений одного упражнения, дети повторяют, затем воспитатель даёт образец следующего, малыши повторяют — 2 минуты;
- Заключительный этап — дети повторяют весь комплекс целиком, педагог оценивает работу — 2 минуты.
Если дыхательное упражнение является частью физкультминутки на занятии, то на его проработку выделяется около 1 минуты, причём дети либо сами выполняют задание, либо совместно с педагогом, если движения ещё не заучены.
Дыхательные упражнения часто проводятся на музыкальных занятиях
Дыхательные упражнения являются обязательной частью учебно-воспитательного процесса в первой и второй младших группах детского сада.
Этот вид работы направлен на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также помогает развивать и укреплять речевой аппарат, что имеет ключевое значение для освоения воспитанниками речи.
Дыхательная гимнастика может проводиться самостоятельно, а может быть частью физкультпаузы на занятии, при этом методика её проведения с детьми 1,5–3 лет и 3–4 лет одинакова.
Для детей и взрослых дыхательная гимнастика одинаково полезна. Но при занятиях важно учитывать возраст и подбирать упражнения в соответствии с возможностями организма.
Так, двухлетний малыш, конечно, не справится с нагрузками, которые дает дыхательный тренажер. Но это и не нужно, ведь игровые дыхательные упражнения не только принесут неменьший эффект, но и помогут развить речевой аппарат и воображение.
Дыхательная гимнастика помогает развить несозревшую дыхательную систему ребенка и укрепляет его иммунитет. Приучает малыша правильно дышать и развивает артикуляционный аппарат. Многие упражнения из комплекса дыхательной гимнастики практикуются в логопедических группах детского сада.
Дыхательная гимнастика может стать чудесным дополнением к самым разным терапиям – гомеопатической, медикаментозной или физиотерапии. И главное, что благодаря игровой форме занятий малыш даже не замечает, что он здорово потрудился и сделал шаг навстречу здоровью.
Уделять дыхательной гимнастике двухлетнего малыша достаточно 10–20 минут в день. Но результат будет ощутимым. Не занимайтесь сразу после еды, пусть пройдет хотя бы час после приема пищи. Занятия можно проводить на природе – это идеальный вариант. Если в помещении – обязательно проветрите его, чтобы воздух был свежим.
Важно, чтобы родители делали упражнения вместе со своим малышом. Называйте вслух упражнения, которые будете делать. Как правило, они имеют забавные названия. Или придумывайте им свои смешные названия. Тогда гимнастика будет проходить веселее.
Упражнений для дыхательной гимнастики множество. Вы можете выбирать те, которые нравятся вам и которые ваш малыш выполняет с удовольствием. Это должна быть не повинность, а игра.
Это два простых упражнения, которые можно проводить в качестве разминки.
Ребенок должен встать ровно, руки расположить вдоль туловища. На счет «один» поднимает руки вверх, делает вдох. На счет «два» – опускает руки, делает выдох.
Ребенок стоит, руки держит перед собой. На счет «один» – руки разводит в стороны и делает вдох. «Два» – ребенок обхватывает свои плечи руками, делает выдох.
Повторить упражнения нужно поочередно 3–5 раз.
Немного измените положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. На вдохе разведите руки в стороны, как у вороны. На выдохе медленно опустите руки со звуком «ка-р-р-р». Звук «р» растягивать как можно дольше.
Упражнение «Ворона»
Теперь предложите малышу «покосить траву». Ноги ребенок ставит на ширине плеч, руки опускает. Вы читаете стишок, а ребенок, произнося «зу-зу», машет руками влево – выдох, вправо – вдох (имитирует косьбу).
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
Я налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
После этого пусть малыш потрясет расслабленными ручками. Повторить 3-4 раза.
Добавьте немного действия упражнениям. Пусть малыш походит по комнате, изображая паровозик. Попеременно двигает согнутыми в локтях руками и имитирует «пыхтение» паровозика: «Чух-чух-чух». Остановился – это станция: ребенок громко произносит: «Ту-туууу!». Можно продолжать двигаться дальше.
Будет намного веселее, если к «паровозику» присоединится «вагончик». Игра продолжается полминуты.
Упражнение «Воздушный шарик»
Подвижные игры смените более спокойными. Это поможет ребёнку перевести дух и восстановить нормальный ритм дыхания.
Предложите малышу лечь на пол и положить руки на животик. Пусть представит, что его животик – это воздушный шарик. Малыш медленно надувает шарик, т. е. животик, а когда мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – он сдувает шарик.
Выполнять упражнение можно вместе с ребенком. Повторять 5 раз.
Говорилка
Немного поговорите с малышом, задавайте ему простые вопросы, ответ которых должен содержать гласные звуки. Например:
– Как разговаривает паровозик?
– Ту-ту-ту-ту-у-у.
– Как машинка сигналит?
– Би-би-и-и. Би-би-и-и.
– Как дышит тесто?
– Пых-пых-пых.
Можно еще петь гласные звуки: о-о-о-о-о; а-а-а-а-а; у-у-у-у-у. Такое упражнение можно делать даже отдельно от других. Например, во время активной прогулки.
Для первого занятия такого небольшого арсенала упражнений будет достаточно. Завершите занятие успокаивающими упражнениями, чтобы восстановить спокойное дыхание ребенка.
Упражнение «Веселый паровозик»
Волна
Спокойное упражнение. Ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела. На вдохе руки поднимает вверх и отводит назад, касается пола. На выдохе руки возвращает в исходное положение, произнося при этом: «Вни-и-и-з».
Завершающее упражнение. Ребенок сидит, складывает кисти рук в трубочку и поднимает почти вверх. Медленно выдыхая, произносит: «Пф-ф-ф». Повторить упражнение 4-5 раз.
Если ребенок легко справляется и ваши занятия проходят быстро, то вы можете добавить еще несколько упражнений.
Часики
Малыш стоит, опустив руки, ноги на ширине плеч. Изображая часики, он размахивает прямыми руками то назад, то вперед, приговаривая: «Тик-так, тик-так». Повторять 10-12 раз.
Летят мячи
Малыш стоит прямо, мяч держит обеими руками перед грудью. Затем бросает его от груди вперед, при этом выдыхая со звуком «у-х-х-х-х».
Упражнение «Лягушонок»
Петушок
Лягушонок
Ребенок стоит на месте, ноги сомкнуты. Из этого положения он как бы начинает прыжок и пытается изобразить лягушонка. Слегка присев и сделав вдох, нужно прыгнуть вперед. Приземлившись – «квакнуть». Повторить 3-4 раза.
В лесу
Иногда для занятий дыхательной гимнастикой требуются дополнительные приспособления. Они помогают разнообразить упражнения и сделать их более интересными для ребенка.
Веселый футбол
Бабочки
Нужно вырезать из бумаги бабочек и привязать их на ниточки. Объясните малышу, что для того, чтобы бабочки летали, на них нужно подуть. Так малыш увлечется процессом, а в комнате появится красивый аксессуар.
Упражнение «Косим траву»
Для детей разных возрастов тренировка органов дыхания проходит по-разному. Для двухлетних она больше игровая, трех- и четырехлетних детей, уже нужно учить следить и воспринимать свое дыхание, рассказывать о его важности.
https://www.youtube.com/watch?v=c5T2n0sT1SA
Небольшой перечень упражнений мы выкладывали в материале про дыхательную гимнастику для детей. В будущем, мы еще вернемся к этой теме и подробнее расскажем об упражнениях для детей 3-5 лет.
Не хотите пропустить материал? Подпишитесь на обновления нашего блога.
Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное – вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.
Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.
Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:
- Бледность
- Утомляемость
- Сонливость
- Медлительность
- Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
- Дыхание через рот
- Частые респираторные заболевания.
От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.
Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:
- Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.
Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.
Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.
- Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.
Улучшается циркуляция крови в мышцах.
Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.
- При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)
Тренируются мышцы органов речи.
Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.
Целей ставится гораздо больше:
- Укрепление иммунитета
- Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
- Корректировка дефектов речевого дыхания
- Повысить уровень кислорода в крови
- Улучшить обменные процессы детского организма
- Научить детей носовому дыханию
- Избавиться от поверхностного дыхания
- Развить плавный вдох, длительный выдох
- Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
- Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.
Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.
Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:
- Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
- Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
- Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
- Первые занятия проводите лежа на спине.
- Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
- Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
- Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
- В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.
Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.
Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий – игровая.
Пузырики | Учимся правильно дышать. | Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. | Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот. | 2-3 |
Насосик | Обучение правильному дыханию. | Стоя | На вдох — приседаем, на выдохе — встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох. | 3-4 |
Рубим дрова | Укрепление физиологического дыхания. | Стоя, руки опущены | Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе — наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова. | 3 |
Трубач | Обучение плавному выдоху. | Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту. | Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: «П-ф-ф..». | 5 |
Паровозик | Ритмичное дыхание, контроль за его частотой. | Ходим по игровой комнате.
Руками изображаем движения колес паровоза. |
Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: «Чух-Чух». | 30 секунд |
Мяч | Обучение длительному выдоху. | Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску. | Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: «У-у-ух». | 5-6 |
Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.
Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:
Слушай свое дыхание | Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. | Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. | Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. | 1-2 раза |
Воздушный шар | Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. | Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. | Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. | 5-10 |
Подыши одной ноздрей | Тренировка мышц дыхательного аппарата. | Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. | Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. | 6 |
Трубочка | Укрепление мышц носоглотки, легких. | Сидя, стоя | Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. | 6 |
Мыльные пузыри | Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. | Стоя | Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. | 4 |
Ежик | Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. | Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. | При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. | 6 |
Для этого возраста и более младшего подойдут дыхательные упражнения для детей по методу Толкачева, гимнастика по Стрельниковой. Разминку можно начинать с комплекса для детей 3-4 лет.
Качалка | Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. | Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях. | Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: «Ф-р-о-о-ох». | 6-8 |
Достань пол | Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. | Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам. | Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: «Бак». | 4 |
Прыжки | Контроль за ритмом, глубиной дыхания. | Стоя, руки вытянуты по швам. | Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом «Ха». Стараемся дышать ровно. | 12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза. |
Заблудился | Тренировка мышц речевого аппарата. | Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. | Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: «АУ….». | 8-10 |
Задуй свечку | Тренировка мышц речевого аппарата. | Стоя | Делаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха : «Фу, Фу…». | 4 |
Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.
Поделиться: